Репин. "Портрет писателя Льва Толстого" 1887

Мысли, афоризмы, цитаты, высказывания из произведения  Л.Н.Толстого "Путь жизни"

XXVII. ПРАВДИВОСТЬ

 

Суеверие мешает доброй жизни. Освобождает от суеверий только правдивость - не только перед людьми, но и перед самим собой.

 

Кто хочет сделаться истинным человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной жизнью, тoт пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро.

Нет ничего святее и производительнее самостоятельной душевной пытливости.            Эмерсон

 

Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах. Важно не то большое или малое зло, которое произойдет от твоей неправды, а важно то, чтобы ты сам себя никогда не осквернял ложью.

 

Мы все любим истину больше, чем ложь, но когда дело касается нашей жизни, то мы часто предпочитаем ложь истине, потому что ложь оправдывает нашу дурную жизнь, а истина обличает ее.

 

2 часть

1 часть

Книги

Если хочешь познать истину, то прежде всего освободись хотя на то время, когда ищешь истину, от всех соображений о выгоде для себя такого или иного решения.

 

Чем большим уважением окружены предметы, обычаи, законы, тем внимательнее надо исследовать их право на уважение.

 

Не допускай посредников между своей душой и Богом. Ближе тебя никто не может быть к Богу.

 

Разум дан не на то, чтобы научить человека любить Бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце человека. Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что истина. А стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно.

 

Когда человек употребляет свой разум на разрешение вопросов о том, зачем существует мир и зачем он сам живет в этом мире, с человеком делается что-то вроде дурноты, головокружения. Ум человека не может придумать ответы на эти вопросы.

Что же это значит? А то, что разум человеку не дан на то, чтобы отвечать на эти вопросы, и что самое задавание таких вопросов означает заблуждение разума. Разум решает только вопрос: "как жить?" И ответ ясен: "жить так, чтобы было хорошо и мне и всем людям. Это нужно всему живущему и мне.

 

Будь светильником для самого себя. Будь убежищем для себя. Держись света твоего светильника и не ищи другого прибежища.                           Буддийская Сутта

 

Не подавлять свой разум, как этому учат ложные учителя, нужно для того, чтобы сознать истинную религию, а очищать, напрягать его, проверять им все, что предлагается.

 

Микеланджело  Буонарроти. "Пророк Иоиль"

XXVIII. ЗЛО

 

Мы называем злом все то, что нарушает благо нашей телесной жизни. А между тем вся жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто понимает жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла.

 

Благо для человека переносить несчастья этой земной  жизни, ибо это влечет его в священное уединение его сердца, где он находит себя как бы изгнанником из своей родной земли и обязанным не доверяться никаким мирским радостям. Благо для него также встречать противоречия и упреки, когда о нем дурно думают, говорят, хотя бы намерения его были чистыми и поступки правильны, ибо такой образ действий держит его в смирении и является противоядием пустой славе.

Благо же это, главным образом, потому, что мы можем беседовать с свидетелем внутри нас, который есть Бог, беседовать тогда, когда нас в миру презирают, не уважают и лишают любви.                                                                                                         Фома Кемпийский

 

Рост физический - это только приготовление запасов для роста духовного, который начинается при увядании тела.

Микеланджело  Буонарроти. "Сотворение Адама"

 

Человек живет для тела и говорит: все скверно; человек живет для души и говорит: неправда, все прекрасно. То, что ты называешь скверным, это то самое точило, без которого затупилось, заржавело бы самое дорогое, что есть во мне: моя душа.

 

Все то, что мы называем злом, всякое горе, если только мы признаем его, как должно, улучшает нашу душу. А в этом улучшении все дело жизни.

 

Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости разумной жизни.

 

Я молюсь Богу о том, чтобы Он избавил меня от того страдания, которое меня мучает. А страдание это послано мне Богом для того, чтобы избавить меня от зла. Хозяин стегает кнутом скотину, чтобы выгнать ее из горящего двора и спасти ее, а скотина молится о том, чтобы ее не стегали.

 

То, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добро.

 

Жизнь только в том, чтобы из своего животного делать все более и более духовное. А для этого нужно то, что мы называем злом. Только на том, что мы называем злом, на горестях, болезнях, страданиях мы учимся переделывать свое животное я в духовное.

 

Когда мы чувствуем себя всего слабее телом, мы можем быть всего сильнее духом.                                                             Люси Малори

 

Болезнь нападает на всякого человека, и ему надо стараться не о том, как вылечить себя от болезни, а как наилучшим образом прожить в том положении, в котором он находится.

 

Чем хуже становится человеку телесно, тем лучше ему становится духовно. И потому человеку не может быть дурно. Духовное и телесное - это как два конца коромысла весов: чем тяжелее телесное, тем выше поднимается конец духовный, тем лучше душе, и наоборот.

 

Особенно мучительно переносит страдания тот человек, который, отделив себя от жизни мира, не видит тех своих грехов, которыми он вносил страдания в мир, и потому считает себя невиноватым.

 

Если у тебя есть враг и ты сумеешь воспользоваться им так, чтобы выучиться на нем любить врагов, то то самое, что ты считаешь злом, сделается для тебя великим благом.

 

Как хороша старинная поговорка о том, что Бог посылает страдания тому, кого любит! Для того, кто верит в это, страдание не страдание, а благо.

 

XXIX. СМЕРТЬ

 

Если человек полагает жизнь в теле, то жизнь его кончается со смертью тела.

Если же человек полагает жизнь в духе, то он не может даже представить себе конца своей жизни.

 

Помни, что ты не стоишь, а проходишь, что ты не в доме, а в поезде, который везет тебя к смерти.

Помни, что тело твое только проживает или доживает, а только один дух в тебе живет.

 

Я люблю свой сад, люблю читать книжку, люблю ласкать детей. Умирая, я лишаюсь этого, и потому мне не хочется умирать, и я боюсь смерти.

Может случиться, что вся моя жизнь составлена из таких мирских желаний и их удовлетворения. Если так, то мне нельзя не бояться того, что прекращает радости от удовлетворения таких желаний. Но если эти желания изменились во мне и заменились другим желанием - исполнять волю Бога, отдаться Ему в том виде, в котором я теперь, и во всех возможных видах, в которых могу быть, то чем больше заменились мои телесные желания духовными, тем меньше страшна становилась мне смерть. Если же совсем заменятся мои мирские желания одним желанием - отдаться Богу, то и нет для меня ничего, кроме жизни, нет смерти.  

Заменять мирское, временное вечным, это путь жизни и к ее благу.

 

Смерть может быть согласием и потому нравственным  поступком.

Животное издыхает, человек отдает себя Богу.                                                       Амиель

 

Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своем сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.

 

Уотс Джордж Фредерик. "Время, Смерть и Приговор" 1870-1886

Уотс Джордж Фредерик. "Завершение всего" 1872

Ты хочешь освобождения от грехов, и жизнь, ослабляя твое тело и его страсти, помогает тебе. От этого всегда бессознательно хочется вперед - уйти из тела, из отделенности. Положи свою жизнь в освобождении от грехов, - и болезни, старость, всякие телесные невзгоды, смерть будут благом.

Ослабеваешь, стареешься, умираешь телом; духом же крепнешь, растешь, рождаешься.

 

Часто говорят: "Мне уже не к чему, мне уже помирать пора". Все, что не к чему, потому что помирать пора, не к чему было и когда-либо делать. А есть дело, которое всегда нужно, и чем ближе к смерти, тем нужнее: дело души. Дело это в том, чтобы улучшать свою душу.

 

Какое бы ты ни делал дело, будь готов всегда бросить его.

Так и примеривайся, - можешь ли отлепиться. Тогда только и делаешь хорошо то дело, которое делаешь.  Ожидание смерти учит этому.

 

Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался.                                                                                                                   Индийское изречение

 

Для того, чтобы заставить себя поступать  хорошо, почаще вспоминай о том, что непременно очень скоро умрешь. Только представь себе живо, что ты накануне смерти, и ты наверное не будешь ни хитрить, ни обманывать, ни лгать, ни осуждать, ни бранить, ни злобствовать, ни отнимать чужое. Накануне смерти можно делать только самые простые добрые  дела: помочь другому, утешить, оказать ему любовь. А эти дела и всегда самые нужные и радостные. От этого хорошо всегда, а особенно, когда запутался, думать о смерти.

 

Если сомневаешься и не знаешь, как поступить, представь себе, что ты умрешь к вечеру, и сомнение тотчас же разрешается: тотчас же ясно, что дело долга и что личные желания.

 

Живи до веку и до вечера. Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрешь сейчас.

 

Обыкновенно думают, что жизнь старых стариков не важна, что они только доживают век. Это неправда: в глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна квадратам расстояния от смерти. Хорошо бы было, если бы это понимали и сами старики и окружающие их. Особенно же ценна последняя минута умирания.

 

Прежде чем достигнуть старости, я старался хорошо жить; в старости я стараюсь хорошо умереть; чтобы хорошо умереть, нужно умереть охотно.                                                                                                                                                                                                           Сенека

 

XXX. ПОСЛЕ СМЕРТИ

 

Если мы верим, что все, что случается с нами в нашей жизни, случалось с нами для нашего блага, мы не можем не верить и в то, что то, что случается с нами, когда мы умираем, должно быть нашим благом.

 

Люди спрашивают: что будет после смерти? На это надо ответить так: если ты точно не языком, а сердцем говоришь: да будет воля Твоя, как на земле, так и на небе, то есть как во временной этой жизни, так и во вневременной, и знаешь, что воля Его есть любовь, то тебе нечего и думать о том, что будет после смерти.

 

Как от огня топится воск в свече, так от жизни души уничтожается жизнь тела. Тело сгорает на огне духа и сгорает совсем, когда приходит смерть. Смерть уничтожает тело так же, как строители уничтожают леса, когда здание готово.

Здание - духовная жизнь, леса - тело. И тот человек, который построил свое духовное здание, радуется, когда умирает, тому, что принимаются леса его телесной жизни.

 

Мы боимся смерти только потому, что считаем собою то орудие, которым мы призваны работать, - свое тело. А стоит привыкнуть считать собою то, что работает орудием, - дух, и не может быть страха. Человек, считающий свое тело только данным ему для работы орудием, испытает в минуту смерти только сознание неловкости, которое испытал бы работник, когда у него отнято прежнее орудие, которым он привык работать, а новое не дано еще.

Джорджоне. "Три философа"

 

Знающий других людей - умен, знающий самого себя - просвещен.

Побеждающий других - силен; побеждающий самого себя - могуществен.

Тот же, кто знает, что, умирая, он не уничтожается, - вечен.                            Лао-Тсе

 

Можно смотреть на жизнь, как на сон, а на смерть, - как на пробуждение.

 

XXXI. ЖИЗНЬ - БЛАГО

 

Сделать возможно лучшим каждое мгновение жизни, из какой бы руки судьбы, благоприятной или неблагоприятной, оно нам ни выпадало на долю, это и есть искусство жизни и истинное преимущество разумного существа.                                               Лихтенберг

С. Выспянский. "Джозио Фельдман"

 

Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив.          Достоевский

 

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей, жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей  жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы они ни была, есть высшее, доступное нам, благо.

 

Если рай не в тебе самом, то ты никогда не войдешь в него.   Ангелус Силезиус

 

Этот мир не шутка, не юдоль испытания и перехода в мир лучший, вечный, а этот мир, тот, в котором мы  сейчас живем, это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны нашими усилиями сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем.

 

Какого же тебе еще блага, когда в тебе Бог и весь мир?       Ангелус Силезиус

 

Счастливы люди, если они ничего, кроме души своей, не называют своим. Счастливы они, если живут и среди корыстных, и злых, и ненавидящих их людей, - счастье их никто не может отнять от них.                  Буддийское учение

 

Тот, кто положил свою жизнь в освобождении своего духовного я от тела, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда совершается.

 

"Иго Мое благо".

Люди надевают на себя ярмо, не по ним сделанное, и впрягаются в воз не по их силам. Ярмо не по себе и воз не по силам, - это жизнь для блага своего тела или для телесного блага других людей.

Благо только во все большем и большем сознании в себе  Бога. Только это ярмо сделано как раз по силам людей, и ему-то учит Иисус.

 

Настоящих благ немного. То только истинное благо и добро, что благо и добро для всех. Поэтому желать надо только того, что согласно с общим благом. Кто направит свою деятельность на такую цель - приобретет себе благо.                         Марк Аврелий

 

Настоящего добра никто не может сделать один другому. Истинное добро может сделать человек только сам себе. Истинное добро это в одном: в жизни для души, а не для тела.

 

Степанов. "Утренний привет" 1897

Для того, чтобы наверное быть счастливым, надо только одно: люби, люби всех - и добрых и злых. Люби не переставая, и не переставая будешь счастлив.

Олег Тимошин. "Притяжение света"

Просить Бога о том, чтобы кто-то дал нам благо в этой жизни, все равно что человеку, сидя над источником, просить источник о том, чтобы он избавил человека от жажды. Нагнись и пей. Полное благо дано нам. Надо  только  уметь пользоваться им.

 

Если ты спрашиваешь, зачем зло? Я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Зло затем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в освобождении от зла.

 

Если кто говорит, что, делая добро, он чувствует себя несчастным, то это означает только то, что то, что он считает добром, не есть добро.

 

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

 

Если человек недоволен своим положением, он может изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни, или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда, второе всегда в его власти.                                   Эмерсон

 

Мне кажется, что человек должен за первое правило себе поставить - быть счастливым и довольным.

Надо стыдиться, как дурного поступка, своего недовольства и знать, что если у меня или во мне что-нибудь не ладится, то мне не рассказывать надо об этом другим и не жаловаться, а поскорее постараться поправить то, что не ладится.

 

Воля Бога совершится во всяком случае, буду ли я или не буду исполнять ее; но от меня зависит быть противником этой воли и лишить себя блага участия в ней, или быть проводником ее, втянуть ее в себя, насколько она может вместиться во мне в виде любви, и жить ею и испытывать ненарушимое благо.

Книги

Куинджи. "Радуга" 1900-1905