Школьные годы чудесные?! Марина Таргакова

Интервью с Мариной Таргаковой

    Во многих из нас слово "ШКОЛА" вызывает неоднозначные эмоции - в ком-то радость, ностальгию, в других сожаление, неприязнь. Так или иначе, школа - это большой промежуток в нашей жизни, где мы учились не только химии и биологии, мы учились также общаться, строить отношения, брать ответственность... Одним словом мы взрослели, к сожалению чаще всего не очень осознанно. Родители и учителя, родительский комитет и педсовет - так много взрослых прикладывали свои старания и опыт к нашему взрослению, порой, всем им также не доставало знаний, опыта, внимания, любви, чтобы передать все это нам, и именно отсюда рождались непонимание, обиды, претензии друг к другу. Так тянется из года в год, из жизни в жизнь... 

 

    - Добрый день, скажите, пожалуйста, каковы особенности школьного возраста 6-11 лет?

    - Школьный возраст - это очередной из многих в течение детства кризисов для вашего малыша. Представьте сами, а вернее вспомните, ребенок до этого рос в семье, и его детского сердца хватало на семью и на близких друзей, которыми он только недавно обзавелся. И тут он приходит в школу, и буквально 1 сентября, в один день!! его жизнь круто меняется. Сейчас он должен включить в себя совершенно незнакомых ему людей, которых он в принципе не выбирал. Друзей он, так или иначе, выбирал, а здесь приходит некая тетя, которая ему совершенно не близка, она дает ему наставления, делает замечания, оценивает. Кроме того, из уникального положения в своей семье в один день ребенок становится рядовым из 20, а то и больше таких же несмышленышей, и это поверьте тоже испытание. Понятно, что ситуация может быть разной - есть прекрасные учителя, которые понимая все эти особенности, стараются сгладить этот период, но стресс при этом не перестает быть стрессом. С одной стороны, если вы спросите у детей, то в первом классе они с большим удовольствием идут в школу, и в принципе тяга к познанию у ребенка, это одно из самых великих его желаний. Желание познавать, желание узнавать, а потому, ведомый этим чувством, он с удовольствием туда пойдет. Но, потом он сталкивается с реалиями, и оказывается, что он теперь будет изучать не только то, что ему интересно, но и то, что положено. И сидеть он должен не так, как он хочет, например, ребенок по своей природе непоседлив, ему хочется бегать и т.д. Т.е. теперь начинается дисциплина, и поэтому для него это всегда стресс. С одной стороны, этот стресс хорошо, потому, что любое напряжение в нашей жизни взывает к силам, которые ведут к развитию. С другой стороны, если бы это было только хорошо, то тяга к познанию, и энергия творчества, энергия любознательности со временем только бы нарастала у ребенка. А что мы видим в жизни? В реалии? Ребенок год от года все хуже, и хуже ходит в школу, у него пропадает желание идти туда, в конце концов, почему? Об этом говорят и прогрессивные педагоги, психологи, которые акцентируют внимание на том, что для ребенка очень важно сочетание гармоничное развитие левого (аналитического) и правого (чувственного) полушария головного мозга. Ведические знания подтверждают это, потому что энергия знания, на санскрите она называется чит, всегда идет бок обок с энергией ананда, это энергия блаженства. И если идет перекос в сторону энергии чит, левого полушария, анализа, размышления, логики, то в таком случае радости от этого познания у ребенка нет. И что мы видим в школе? Мы видим, что в школе у ребенка серьезное внимание уделяется математике, русскому языку, литературе. Если ребенок прибежит из школы и скажет, что у него по пению пять, то никто скакать от радости не будет, и если по физкультуре пять, то родители тоже сильно не обрадуются. И такой перекос в образовании ведет к тому, что ребенок начинает сковываться, сжиматься, и у него появляется протест в виде апатии, вялости, сонливости, он не желает учиться. Либо протест в более активной форме, это бунт, не желание ходить в школу. Поэтому понимая, что это сложный период, понимая, что это стресс для ребенка, ребенку нужно помогать. И в чем заключается наша помощь? В том, чтобы мы находили баланс, гармонию между беготней, прыжками, скачками, шумом, гамом, и плюс энергия познания.

    - В своих лекциях вы упоминаете о трех типах детей: огня, воздуха, земли. В чем принципиальное отличие детей огня от детей воздуха, ведь и те, и те активны и непоседливы?

    - Если мы просто возьмем сам первоэлемент воздух, и первоэлемент огонь, то увидим, что они разные.

    Воздух, это более тонкая субстанция, более подвижная субстанция, и более проникающая. Поэтому эти дети по своей природе очень быстрые, они не могут сидеть на месте. Они очень чувствительные, они очень переменчивы в настроении, в своих желаниях. Их легко переключать с одного на другое, в этом есть плюс, и в этом же есть минус, потому что это как «ребенок - сквозняк», он не может усидеть на месте.

  Что касается огня, то это дети более целеустремленные, более склонные к руководству, к доминированию, к власти, к зажигательности, т.е. это более яркая, проявленная энергия, и скажем так, назидающая.

    Энергия ветра более легкая, более воздушная. Особенно в момент кризисов их очень легко отличить друг от друга. Потому что огонь будет спорить, будет зажигаться, будет доказывать, находить какие-то аргументы, доводы, а воздушный человек, скорее всего, ретируется. Они люди творческие, более художественный тип. Огненные люди в большей степени руководители. Я говорю об этом вкратце, это целая наука, которую необходимо освоить всем родителям, учителям, чтобы индивидуально подходить к обучению каждого малыша, тогда в нем пробудится энергия творчества, и раскроются его таланты.

 

    - Какое должно быть правильное отношение к оценкам ребенка?

 

    - Первое, это у родителей не должны оценки стоять на какой-то главной роли. Родителям очень важно смотреть за развитием ребенка, а то, какие оценки он приносит, это не так важно. Потому что если вы просто понаблюдаете за своей жизнью, своими близкими и т.д., то увидите, что отличники, зубрилки в этой жизни как правило, ничего не достигают. Чаще более успешны ударники и даже троишники, которые более или менее расслаблены, у них творческая энергия не застаивается. Они сидят, размышляют, из шкуры вон за оценками не лезут. Но, когда надо они очень творческие, изобретательные. Т.е. за отметки дрожать не надо. Но, нужно смотреть за тем, насколько ребенок может быть гибким в общении, насколько он способен ладить, способен проявить, показать себя. Например, на каких-то контрольных, не является ли это для него стрессом, когда он свои лучшие способности начинает сворачивать, боясь отвержения.

    Поэтому мы должны смотреть творчески за этим процессом, и обращать внимание на какие-то моменты, где видно, что у ребенка трудность, помогать ему преодолевать их, вдохновлять, учиться не боятся ошибаться. Другое дело, если мы видим, что у него тенденция к лени, потому что понятное дело, лень периодически на детей нападает, тогда мы должны быть способны стимулировать их. Есть разные дети, и ко всем должно быть разное отношение. Например, есть дети, которые по своей природе интеллектуалы, они легко обучаются, и в принципе сильно давить на них не надо, они очень чутки, хорошо слышат речь, они воспитываются словами. Им достаточно намека, порой достаточно взгляда, они очень разумны по своей природе. Есть дети, которым предначертано по жизни быть лидерами. И таким «детям-руководителям» важен стимул, т.е. «на слабо», ну ты что? Для тебя как это? Они очень чувствительны к мнению о себе, они мечтают о славе, это будущие герои и их это может подстегнуть. Им надо показывать, что у них столько способностей, дарований, а кроме того ну посмотри, ты же лидер, на тебя же смотрят. Вот эта гордость, врожденное качество, для них хороший козырь для воспитания.

    Другие дети, которые торговцы по своей природе, так или иначе, все «выциганивают». Если я сдам контрольную, то ты мамочка меня как-то награди, т.е. у них купи - продай в крови. И четвертая, гораздо большая часть детей - это «помощники», они не будут лидерами, учеными, им не так важно интеллектуальное развитие, потому как их это утомляет, а кроме того, их постоянно сравнивают не в их пользу. Однако, если нужна помощь в классе, как-то поработать, то именно на них все и держится. Они без лишних слов помогают и справляются с этим гораздо лучше других. Им очень важно приобрести профессию и чем раньше, тем лучше. Не зря раньше были подмастерья у великих мастеров, они помогали и так обучались, становясь золотых дел мастерами. Это ответственность родителей понять, какой у них ребенок, и воспитывать его, согласно его природе.

   - Насколько важны собственные качества характера при воспитании детей?

 

    - Есть такое понятие - образование. Само слово «образование» идет от слова "образ", по сути своей образованием мы занимаемся 24 часа в сутки, просто дети за нами наблюдают.

    Я очень часто родителям говорю, - на какой кафедре вы зав. кафедрой? И на семинарах очень часто родители, будучи искренними честно отвечают, - я на кафедре грусть, я на кафедре несчастья. Третий на кафедре гневливости и т.д. Ребенок постоянно смотрит на наши качества характера, без разницы, что мы говорим, потому что то, что мы говорим, это лишь 7% информации, 18 % интонация, все остальное невербалика, т.е. как мы выглядим, какую создаем вокруг себя ауру. Поэтому воспитание ребенка идет таким образом. Если мы хотим что-то улучшить, то мы должны улучшить это качество в себе, и только таким образом мы можем ребенка к этому сподвигнуть. Это касается не только родителей, учитель тоже может преподавать математику, а обучать через свое сердце доброте.

 

    - Дайте, пожалуйста, краткое описание особенности методики Аманошвили, о которой вы упоминаете в лекциях?

 

    - Суть методики Шалвы Александровича Аманошвили базируется на ведических писаниях, он говорит о том, что ребенок это не просто тело, и даже не просто ум, эмоции, одним словом ребенок не просто то, что находится у вас перед глазами, что вы можете подержать, потрогать, поцеловать, отругать... Ребенок - это не ваша собственность. Он говорит, что ребенок - это целое Явление. Явление, которое живет в этой жизни, и у него есть своя Миссия. Он пришел сюда, и пойдет дальше, т.е. на какой-то короткий промежуток времени вы являетесь его родителями, вы должны ему помочь пройти свой Путь. Во всяком случае, не мешать осуществлять его миссию. Для этого родители должны быть очень чувствительны, не зря его педагогика так и называется - гуманно-личностная. Т.е. мы понимаем, что ребенок перед нами - это в отдельности взятая личность, со своими какими-то желаниями, со своими целями, и мы, будучи родителями, педагогами, должны будем с безусловной любовью помочь ребенку на его жизненном пути постигнуть Истину, познать Любовь и не просто познать, но и стать способным ее отдать в свое время. Для этого родителям очень важно получить образование, как родителям. Поэтому для меня очень важно, что это не телесный, а духовный подход в педагогике.

 

    - Какой должен быть круг общения детей младшего школьного возраста, достаточно ли общения с друзьями только в школе, или в кружках?

 

   - Для ребенка очень важны глубокие личностные взаимоотношения в детстве. Т.е. он фактически набирает опыт, который пригодится ему в жизни. В данный момент, когда ребенок общается только в школе, то это поверхностное общение, ему нужны глубокие отношения, дружеские отношения, поэтому очень важно, чтобы вы приглашали гостей, устраивали не просто шоу или вечеринки, а давали возможность детям, глубоко общаться. Вывозили детей вместе куда-то за город, где они могли бы пойти в поход, где могли бы помогать друг другу, размышлять о чем-то. Для детей это необходимый опыт, да и для нас взрослых тоже.

 

    - Насколько важны дополнительные кружки для детского развития, и что делать, если нет возможности водить ребенка в кружки?

 

    - Сейчас есть с этим со всем перебор. Родители настолько разучились общаться с ребенком, что они готовы его водить везде, лишь бы только не оставаться с ним наедине. Ребенок по своей природе творческий. Раньше никаких кружков не было, однако, дети умели, и танцевать, и рисовать, и петь и умели многое другое. Поэтому не нужно комплексовать, что у меня нет денег на какие-то дорогостоящие студии и т.д. А вот, что действительно нужно, так это научить ребенка пользоваться творческой энергией. Школьный возраст - это период, когда год от года творческая энергия в ребенке должна возрастать. Соприкасаясь с ребенком, творчество должно также возрастать и в родителях и в учителях, потому что воспитание - это интересный, живой процесс. Дети мудры по своей природе, и поэтому они все время приглашают нас к сотрудничеству, нужно просто научиться общаться с ними.

Назад

Прислушайся к себе...