Детские страхи - это серьезно

"Если ты зол на весь мир, значит тебя обидели в детстве!" - чаще всего мы слышим именно такое объяснение агрессивному поведению человека. Что такое детские страхи и обиды? Откладывают ли они отпечаток на всю дальнейшую жизнь?

 

Ответы на эти и другие вопросы дает известный психолог, генеральный директор Медицинского центра "БРАНТ" Марина Таргакова.

 

- Что такое детство в жизни человека с точки зрения психологии?

- Начну с аллегории, для того, чтобы мы съели яблоко мы не можем просто взять его из ниоткуда. Сперва мы должны посадить семя в землю, оно должно дать ростки, появится дерево, цветочки, листки, а только потом плоды. Точно также человек проходит свои уроки жизни, и детство - один из важных уроков, которые проходит человек. То есть детство это не незрелый период, в котором важно воспитывать, особенно переправляя, а детство - это каждодневные, ежеминутные, ежесекундные уроки, которые мы впитываем и потом делаем выводы о всей жизни. Именно в детстве человек пишет сценарий своей жизни, и большинство моих коллег сходится на мысли, что большую часть этого сценария ребенок пишет до пяти лет.

 

- Сегодня признаком крутизны считается правило цитировать Зигмунда Фрейда в том, что детские обиды формируют взрослые комплексы. Насколько это верно, и корректно ли всегда ссылаться на эту теорию?

- Фрейд сделал большой вклад в психологию, как позитивный, так и негативный. Но что касается того, что детство один из драматичных переживаний в жизни человека - в этом он, безусловно, прав. В детстве все серьезно: страхи, переживания, слезы… Хотя нам, взрослым, кажется, что все это со взрослением пройдет. Порой убеждения, которые мы формируем в детстве, оказывают свое воздействие на протяжении всей жизни.

 

- Например?

- Представьте себе такую ситуацию: девочка тянется за красивой вазой, стоящей высоко на серванте и когда дотягивается, то ваза падает и разбивается. Нетрудно себе представить реакцию мамы. Но девочка могла лезть за вазой с совершенно разными намерениями.

Один вариант: надо же какая красивая интересная ваза, дай-ка я ее потрогаю - исследовательский интерес. Если ее сильно наказали, девочка сделает вывод, что исследования небезопасны. И будучи взрослой она будет уверена, что любое исследование наказуемо. Второй вариант: девочка хотела помочь маме вытереть пыль с вазы. Получив наказание, он делает вывод, что помогать небезопасно, лучше не вмешиваться и не высовываться. Проще говоря, этот сценарий называется: "Моя хата с краю!". А много лет спустя мама будет спрашивать дочку: "Почему ты мне не помогаешь". Хотя сама девочка даже и не подозревает о том, что такой стиль поведения выработался всего-навсего от наказания за разбитую вазу. Я, конечно, утрирую, от одного раза мало, что измениться, но если раз за разом ребенок получает негативный опыт за свое исследование - его убеждение будет очень прочным. Когда у человека возникает даже отдалено похожая на этот момент ситуация ум сразу включает красную лампочку "опасно". И человек интуитивно начинает экстраполировать на других свои страхи. Так например, может сорваться какая-нибудь сделка из-за того, что деловой партнер или его замашки слишком походит на мою маму. Хотя на вопрос "почему?" человеку нечего ответить, так как ответ на этот вопрос хранится глубоко в подсознании.

- Бывали ли в вашей практики случаи, когда из-за детских обид ломалась жизнь или возникали серьезнейшие проблемы?

- Все обиды относятся к детскому периоду, так как во взрослом состоянии разум работает в полную силу и ты способен отдавать себе отчет во всем происходящем. Можно привести много примеров. Я была свидетелем многих случаев. Растет мальчик в разведенной семье и мать ему все время в негативном оттенке говорит: "Ты копия своего отца!". Ребенок всеми силами хочет доказать обратное. Будучи уже зрелым человеком он приходит ко мне на прием по случаю развода с женой, которую он, ко всему прочему, еще и побил, переругался с дочерью и сыном и очень сильно переживает по этому поводу. И он не может сделать первый шаг навстречу. Фактически разваливается бизнес, разваливается семья и он просит меня помочь. "Я не хочу жить" - было его лейтмотивом в беседе. Я начинаю разматывать клубок его переживаний и вижу перед собой маленького ребенка, у которого перед

глазами нет никакого примера в плане того, как быть отцом, как быть мужчиной. Мало того, он с ужасом понимает, что поступает точно также, как и его отец когда-то, на которого он очень не хотел быть похож. Тот тоже в свое время бил мать, бросил детей и это очень сильно врезалось в его детскую память. Психогенетика гласит, что мы наследуем не только внешние признаки своих родителей, но и привычки, модели поведения... Фактически же мужчина, которому за 40 ведет себя также, как и испуганный ребенок, неосознанно копируя папу.

 

- Можно ли искоренить последствия детских обид и страхов? Или даже на самом мелком уровне они все равно остаются с нами?

- Не только можно, но и нужно! Человеку очень важно в течение всей жизни обучаться. Замечательный психолог Николай Козлов как-то сказал: "Взрослые - это те же дети, только запретившие себя воспитывать". Человек приходит в жизнь для того, чтобы в первую очередь познать себя.

Построить дом, вырастить сына и посадить дерево - это далеко не все. Человеку важно знать кто он, и почему он поступает именно так или иначе. Бывает ли такое в моей жизни, что я проживаю "День Сурка", повторяя свой сценарий каждый день, попадая в стандартные ситуации, наступая на одни и те же грабли? Если "да", если моя жизнь полна дисгармонии, то очень важно заняться наукой самопознания, посмотреть на себя со стороны, изучить себя, размежеваться со своими детскими обидами и страхами, избавиться от неэкологичных убеждений. При этом человек становится зрелой личностью, которая способна жить полноценно в настоящем, черпая ресурсы внутри своего сердца. Неважно 40, 15 или 80 ему лет. Он просто зрелый на данный момент времени, а потому счастливый.

 

- Каковы основные проявления детских комлексов?

- Во-первых, такие люди часто обижаются.

Во-вторых, они не выносят чужую точку зрения, когда они слышат то, с чем они не согласны, они либо уходят в себя, либо начинают неистово спорить, чуть ли не топоча ногами.

В-третьих, у таких людей может наблюдаться так называемая неконгруэнтность, когда у человека есть несогласованность внешнего поведения с тем, что он говорит.

Распространенная ситуация, когда на замечания в том, что человек боится, он начинает болезненно реагировать.

В-четвертых, неспособность выказать свои чувства, например, открыто подойти и сказать человеку, как радостно его видеть. Это очень характерно для ребенка, но ни в коем случае не должно быть характерно для взрослого человека. Общая черта - выработка психологических защит в ситуациях.

 

- А как вырабатываются эти психологические защиты?

 

- В результате всевозможных травматических моментов в детстве. Например, если меня постоянно сравнивают с соседским ребенком, говоря, как он хорошо учится, танцует и рисует. Родителям кажется, что это стимулирует детей к развитию. На самом деле, примеры развития не в пользу ребенка приводят к тому, что человек вырастает ревнивым и завистливым, и всю жизнь думает о том, как обойти, победить, подсидеть. При этом удовлетворения он не получает никогда. Другой вариант. Когда ребенку грустно, мама вдруг говорит: "Прекрати! Что ты себе позволяешь". Тогда отдельные черты характера зажимаются. Это приводит к лицемерию и "синдрому фальшивой улыбки". Еще бывает так, когда что бы ребенок ни делал, родитель говорит: "Старайся делать лучше!". Это порождает ненасытность и неудовлетворенность.

Детские комплексы важно устранять всем, у кого они есть. А есть они если не у всех, то у очень многих. >>>>>>

Назад

Прислушайся к себе...