Притчи

Энтони де Мелло

    Тони Де Мелло родился 4 сентября 1931 года в Санта-Круз, пригороде Бомбея. Его родители, Фрэнк и Луиза Де Мелло родились в португальской колонии Гоа на юго-востоке Индии, и происходили из индийских католических семей с 400-летней традицией. Католической вере его родители были исключительно преданы, и сам Тони еще с детства хотел стать священником.

    Тони начал свое образование в управляемой иезуитами школе Святого Снанислава. 1 июля 1949 года он стал иезуитом поступив послушником в иезуитскую семинарию в пригороде Бомбея. Через двадцать лет он станет ректором этой семинарии.

    В 1952-1955гг. Де Мелло изучает философию в Испании, примерно после этого периода он пережил некую внутреннюю эволюцию, когда из поклонника дисциплины Ордена Иезуитов он превращается в религиозного либерала, все более обращаясь к восточной духовности и мистике. 23 марта 1961 г. - стал священником, рукоположен в церкви Святого Петра в Бандре, Бомбей.

    В 1963-1964 гг. изучает психологию в Чикаго, США, где получает степень магистра психологии. Фрейдизм, коллективные психотерапевтические техники Де Мелло также приносил в свои книги и медитации. Во второй половине 60х, после преподавания духовности в Италии, много работает в Индии, где и основывает Институт Пастырской Консультации и Духовности в городе Пуна, переехавший позднее в город Лонавла, и со временем переименованный в Институт «Садхана».

   1 июня 1987 г. Де Мелло умер в Нью-Йорке. Похоронен на иезуитском кладбище при церкви Св. Петра в Бандре, Бомбей, Индия.

     При жизни Де Мелло издал всего четыре книги, еще несколько существовали в рукописях и были изданы после его смерти.

Предупреждение относительно трудов о. Энтони де Мелло

Индийский священник-иезуит о. Энтони де Мелло (1931-1987) хорошо известен благодаря своим многочисленным публикациям, которые, будучи переведены на различные языки, широко распространились во многих странах мира, хотя разрешение на публикацию он дал не для всех из этих текстов. Его труды, которые почти всегда принимают форму коротких рассказов, содержат некоторые подлинные элементы восточной мудрости. Они могут быть полезны для достижения самообладания, для избавления от связей и чувств, мешающих нам обрести свободу, и для отношения к различным превратностям жизни с невозмутимостью. В частности, в ранних трудах отца де Мелло раскрывается влияние духовных течений буддизма и даосизма, но при этом он оставался в рамках христианской духовности. В этих книгах он рассматривает различные виды молитвы: прошение, посредничество и хвалу, так же как и созерцание тайн жизни Христа, и т. д.

Но уже в определенных отрывках этих ранних трудов и в значительной степени в его поздних публикациях заметно все увеличивающееся отдаление от существенных положений христианской веры. На место откровения, пришедшего в лице Иисуса Христа, он ставит интуицию о Боге без формы или образа, даже говоря о Боге как об абсолютной пустоте. Чтобы увидеть Бога, достаточно посмотреть прямо на мир. О Боге ничего не может быть сказано, единственное знание - это незнание. Ставить вопрос о Его существование уже нонсенс. Этот радикальный апофатизм ведет даже к отрицанию того, что Библия содержит истинные высказывания о Боге. Слова Писания - указания, служащие только для того, чтобы вести человека к молчанию. В других отрывках, суждение о священных религиозных текстах, не исключая Библию, становится еще более суровым: о них говорится, что они мешают людям следовать их здравому смыслу и заставляют их становиться недалекими и жестокими. Религии, включая христианство, - главные препятствия для открытия истины. Эта истина, тем не менее, никогда не определяется автором точно. Он считает, что думать о Боге твоей религии как единственном - просто фанатизм. "Бог" считается космической реальностью, неопределенной и вездесущей; личная природа Бога игнорируется и практически отрицается.

 

Отец де Мелло высоко ценит Иисуса, чьим "учеником" он себя объявляет. Но он считает Иисуса учителем наравне с другими. Единственное отличие от других людей в том, что Иисус "бодрствует" и полностью свободен, в то время как другие - нет. Иисус признается не Сыном Божьим, а просто тем, кто учит нас, что все люди - дети Божьи. Кроме того, высказывания автора о конечной судьбе человека вводят в недоумение. В одном месте он говорит о "растворении" в безличном Боге, как соль растворяется в воде. В различных местах вопрос о посмертной судьбе объявляется неуместным; интересоваться нужно только настоящей жизнью. Для этой жизни, поскольку зло - просто незнание, нет объективных правил морали. Добро и зло - лишь умственные оценки, навязываемые реальности.

 

В соответствии с тем, что было рассмотрено, можно понять, как, согласно автору, любое верование или исповедание веры в Бога или во Христа может стать только препятствием к личному достижению истины. Церковь, превратив слово Бога в Святом Писании в идола, дошла до изгнания Бога из храма. Следовательно, она потеряла власть учить во имя Христа.

Данным "Предупреждением" для защиты блага верных христиан эта конгрегация заявляет, что вышеупомянутые позиции несовместимы с католической верой и могут принести тяжкий вред. Понтифик Иоанн Павел II на аудиенции, дарованной нижеподписавшемуся кардиналу-префекту, одобрил данное "Предупреждение", принятое на обычной сессии этой Конгрегации, и повелел его опубликовать. Рим,

из залов Конгрегации вероучения,

24 июня 1998 г.,

в торжество Рождества Иоанна Крестителя.

 

Йозеф Ратцингер, кардинал-префект

Тарцисио Бертоне, SDB, секретарь

Читайте, делайте выводы САМИ!

 

предлагаю Вам ознакомиться с некоторыми (понравившимися автору сайта) притчами - рассказами Энтони де Мелло.

Зачем поет Птица?                    Сборник рассказов-медитаций

    Эта книга была написана для людей с различным мировоззрением - как верующих, так и атеистов. Тем не менее не буду скрывать от своих читателей, что я - католический священник. Я хорошо знаком с разными мистическими традициями, не относящимися ни к христианству, ни к религии вообще. Эти традиции оказали на меня огромное влияние. Однако я постоянно возвращаюсь именно в свою Церковь, ибо она - мой духовный дом. Несмотря на то, что я порой остро, иногда не без смущения, осознаю ее ограниченность и узость, я никогда не забываю, что именно христианская церковь сформировала меня как личность и что именно благодаря христианской церкви я стал тем, кем являюсь сегодня. Поэтому свою книгу я с благодарностью посвящаю ей.

 

      ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВТОРА

    Большинство рассказов сопровождаются комментариями, которые подытоживают основную идею. Вы можете делать свои собственные комментарии, не ограничиваясь теми, что приводятся в книге. Зачем следовать чужим подсказкам?

    Не стоит думать, что сюжет рассказа касается других (священника, муллы, церкви, соседа). Он относится только к нам с вами. Если вы будете думать иначе, то только навредите себе. Все без исключения истории в книге - о вас, а не о ком-либо другом.

 

ЗАЧЕМ ПОЕТ ПТИЦА?

 

 

Ученики задавали много вопросов о Боге.

И сказал Мастер:

- Бога не знает никто, познать Бога умом невозможно. Любое утверждение о Нем, любой ответ на ваши вопросы будет лишь извращением Истины.

Ученики были озадачены.

- Тогда зачем ты вообще говоришь о Нем?

- А зачем поет птица?

 

Не потому, что она хочет громко заявить о чем-то, а потому, что у нее есть песня.

 

Понимать необходимо слова ученого. Мастера понимать не нужно.

Мастера нужно слушать, подобно тому, как слушаешь шелест ветра в кронах деревьев, шум реки, пение птиц.

Слова Мастера пробуждают в глубине сердца то, что находится за пределами любого знания.

Говорят, однажды дзэнский мастер Риндзай пытался найти свое тело.

Это зрелище доставило огромное удовольствие его непросветленным ученикам.

 

Иногда приходится встречать людей, которые говорят, что ищут Бога!

ГЛУПАЯ РЫБКА

 

- Извините, - спросила как-то маленькая рыбка у большой, - а Вы не знаете, где найти океан?

- Океан там, где ты сейчас находишься, - ответила большая рыба.

- Прямо здесь? Но ведь это просто вода. А я хочу найти именно океан, - разочарованно вздохнула рыбка и уплыла искать где-нибудь еще.

 

Он пришел к Мастеру в одеждах саньясина. Он говорил на языке саньясина: «Много лет я искал Бога. Я искал его повсюду: на вершинах гор, в бескрайних пустынях, в тишине монастырей и в жилищах бедняков».

- Ну и как, нашел? - спросил Мастер.

- Нет, не нашел. А Ты?

Что мог ответить на это Мастер? Вечернее солнце освещало комнату золотыми лучами. Стаи воробьев щебетали на смоковнице. Вдали на автостраде слышался шум проезжавшего транспорта. Рядом угрожающе пропищал голодный комар... А этот человек сидит здесь и говорит, что не может найти Бога!

Некоторое время спустя разочарованный человек ушел прочь, чтобы поискать Бога где-нибудь еще.

*****

Ничего не ищи, маленькая рыбка. Искать тебе нечего. Нужно лишь одно - смотреть.

СЛЫШИШЬ, КАК ПОЕТ ПТИЦА?

 

Индуизм дает величественное описание отношения Бога к Мирозданию. Бог «танцует» Мироздание. Он - Танцор, Мироздание - его Танец. Танец и танцор - не одно и то же, но они не существуют отдельно друг от друга. Танец не унесешь в коробке домой, если он тебе понравился. Как только танцор прекращает танцевать, танец умирает.

 В поисках Бога мы слишком много думаем, слишком много размышляем, слишком много говорим. Даже видя этот танец, который мы называем Мирозданием, мы постоянно думаем, говорим (с другими и с собой), рассуждаем, анализируем, философствуем. Слова... Шум...

 

Погрузись в безмолвие и созерцай Танец. Просто смотри: звезда, цветок, увядающий лист, птица, камень... подойдет любой фрагмент этого Танца. Смотри. Слушай. Нюхай. Прикасайся. Пробуй на вкус. И, вполне возможно, вскоре ты увидишь и Его - Самого Танцора!

 

Ученик постоянно жаловался Мастеру:

- Ты прячешь от меня великую тайну дзэн.

Он никак не хотел принимать объяснения Мастера.

Однажды они шли через холм и услышали пение птицы.

- Слышишь, как поет птица? - спросил Мастер.

- Слышу, - ответил ученик.

- Теперь ты веришь, что я от тебя ничего не прячу?

- Да.

 

Если ты действительно услышал пение птицы, если ты действительно увидел дерево... ты уже все знаешь. Не нужно никаких слов, никаких концепций.

 

Что-что? Что ты говоришь? Ты слышал сотни птиц и видел сотни деревьев? Постой-ка! А видел ли ты дерево? Если ты смотришь на дерево и видишь дерево, это еще не значит, что ты увидел его по-настоящему. Когда смотришь на дерево и видишь чудо - лишь тогда ты действительно видишь его! Испытывал ли ты когда-нибудь тихую радость от пения птиц?

Я КОЛЮ ДРОВА!

 

Став просветленным, один мастер дзэн написал такие строки в ознаменование этого события:

- О, какое удивительное чудо:

Я колю дрова!

Ношу воду из колодца!

 

Просветление на самом деле ничего не меняет. Дерево останется деревом; люди останутся людьми. И ты будешь таким, как прежде, - вспыльчивым или уравновешенным, умным или глупым. Единственная разница заключается в том, что теперь ты смотришь на мир другими глазами. Ты смотришь на все как будто со стороны. Сердце переполняет радость от прикосновения к чуду.

Это и есть сущность созерцания - в ощущении чуда.

Созерцание отличается от экстаза тем, что оно не ведет к бегству от реальности. Просветленный созерцатель продолжает колоть дрова и носить воду из колодца. Созерцание отличается от ощущения прекрасного. Наслаждение красотой картины или солнечного заката дает эстетический восторг, а в созерцании абсолютно все превращается в чудо - и прекрасный закат, и самый обыкновенный камень.

Подобное восприятие свойственно детям. Их удивляет все. Они постоянно испытывают восторг. Поэтому они легко попадают в Царство Божье.

 

Лучший, на мой взгляд, способ созерцания, заключается в следующем: целиком и полностью погрузиться в настоящее. Оставьте все мысли о будущем, оставьте все мысли о прошлом, отбросьте все идеи и фантазии, будьте в настоящем.

И созерцание придет!

БДИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ БДИТЕЛЬНОСТЬ

 

Тенно завершил десятилетний курс обучения и достиг ранга учителя. Однажды он решил зайти к мастеру Нань-иню. Был дождливый день, поэтому Тенно надел деревянные башмаки и прихватил с собой зонтик.

Когда он вошел, Нань-инь приветствовал его словами:

- Ты оставил башмаки и зонтик на крыльце, верно? Скажи, ты положил зонт слева или справа от башмаков?

Тенно смутился, он не знал, что ответить. Он понял, что действовал неосознанно. Так он стал учеником Нань-иня и провел у мастера еще десять лет, обучаясь искусству Постоянной Осознанности.

 

Лишь тот, кто никогда не теряет осознанности, кто всегда находится в настоящем, - только тот становится Мастером!

КОЛОКОЛА ХРАМА

 

На острове построили храм с тысячью колоколов. Колокола, большие и малые, были украшены лучшими мастерами мира. В сильную непогоду, когда дул ураганный ветер, звон всех колоколов сливался в единую симфонию и приводил в восторг сердце каждого человека.

 

Прошло много веков, и остров погрузился в океан. С ним под воду ушли и колокола. Древняя легенда гласит, что колокола продолжали непрестанно звонить; при желании их мог слышать каждый. Воодушевленный легендой, один молодой человек отправился за тысячу миль послушать этот звон. Дни напролет он сидел на берегу океана, всматриваясь в сторону утонувшего острова, и напряженно вслушивался. Но он слышал только шум прибоя. Юноша старался не обращать на него никакого внимания, но безрезультатно: казалось, этот шум заполнил весь мир.

 

Так продолжалось нескольких недель. Всякий раз, когда его охватывало уныние, он ходил слушать деревенских мудрецов, с благоговением вещавших о таинственной легенде. В его сердце вновь вспыхивала надежда, чтобы… снова угаснуть после нескольких недель бесплодных попыток услышать заветный звон.

 

В конце концов, юноша решил отказаться от своей затеи. Возможно, ему и не суждено было услышать музыку колоколов. Возможно, это была лишь красивая легенда. В этот последний день он отправился на берег, чтобы попрощаться с океаном, с небом, ветром и кокосовыми пальмами. Он лег на песок и впервые прислушался к шуму прибоя.

 

Вскоре звуки моря так поглотили его, что юноша уже почти не осознавал себя: он растворился в глубокой тишине моря.

 

И вдруг в этой тишине он услышал колокольный звон! Нежный звон маленького колокола, а за ним еще один, и еще, и еще... пока музыка тысячи колоколов не слилась в единую гармонию, а сердце юноши не затрепетало в восторженном экстазе.

 

Хотите услышать звон колоколов? Просто слушайте море.

Хотите увидеть Бога? Просто смотрите на мир вокруг.

ИЩИ ТАМ, ГДЕ ПОТЕРЯЛ

 

Сосед застал Насреддина на четвереньках.

- Что ты ищешь, мулла?

- Ключ.

Оба принялись искать ключ.

Немного погодя сосед спросил:

-А где ты потерял его?

- Дома.

- Господь всемогущий! Так почему же ты ищешь здесь?

- А здесь лучше видно.

 

Ищи Бога там, где ты потерял Его.

ЭТИКЕТКИ

 

Жизнь - что крепкое вино. Все читают этикетку на бутылке. Мало кто пробует вино на вкус.

 

   Однажды Будда указал на цветок и попросил каждого из своих учеников высказаться о нем.

   Один ученик прочел лекцию о цветке. Другой рассказал о нем в стихах. Третий поведал притчу. Они превзошли друг друга в глубине мысли и эрудированности.

 

Они просто читали этикетки!

 

   Махакашьяпа лишь улыбнулся и промолчал. Он единственный увидел цветок.

 

Если бы можно было попробовать на вкус летящую птицу,

цветок,

дерево,

лицо человека!

Но, увы, мне некогда.

Я трачу энергию на чтение этикеток.

ФОМА АКВИНСКИЙ БОЛЬШЕ НЕ ПИШЕТ

 

Рассказывают, что Фома Аквинский, самый известный теолог в мире, неожиданно перестал писать. На сетования его секретаря о том, что остались незавершенные работы, он ответил: «Брат Реджинальд, несколько месяцев назад меня посетило божественное откровение. Поэтому все, что я когда-то написал о Боге, сегодня мне кажется глупостью».

Разве может быть по-другому, когда ученый становится мистиком?

 

Мистик спустился с горы. Атеист с сарказмом спросил его:

- Что ты принес нам из того чудесного сада, в котором побывал?

Мистик ответил:

-Я очень хотел принести оттуда большую охапку цветов и подарить их моим друзьям. Но от их дивного аромата у меня закружилась голова, и я выронил свой букет.

 

Учителя дзэн высказываются более лаконично:

«Тот, кто знает, молчит. Говорит тот, кто не знает».

СВЯТОСТЬ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА

 

Человек, освободившийся от тисков будущего, подобен птице в небе или лилии в поле: никаких переживаний о завтрашнем дне.

Полное погружение в настоящее. Вот что такое святость!

КРИК ХРАБРОСТИ

 

Однажды пророк пришел в город, чтобы обратить в свою веру его жителей. Вначале люди слушали его проповеди, но потом стали понемногу расходиться, пока не ушли все. И хотя никто его больше не слушал, пророк продолжал читать свои проповеди.

 

Проходивший мимо путешественник поинтересовался:

 

- Почему же ты упрямо продолжаешь читать проповеди?

 

- Вначале я надеялся изменить этих людей, - ответил тот. - И если я продолжаю кричать, то делаю это лишь для того, чтобы они не смогли изменить меня.

РЕЧНАЯ ВОДА НА ПРОДАЖУ

 

Вся проповедь Мастера состояла из одной загадочной фразы. С кривой ухмылкой он говорил:

- Все, что я делаю, - это сижу на берегу реки и продаю речную воду.

 

Я был так занят покупкой речной воды, что не заметил саму реку.

АМУЛЕТ

 

Матери никак не удавалось уговорить сына приходить домой до наступления темноты. Поэтому она припугнула его, сказав, что на дороге к их дому можно встретить множество привидений, которые появляются только с наступлением темноты.

 

Повзрослев, парень стал бояться привидений до такой степени, что наотрез отказывался выходить из дому вечером. Тогда мать дала сыну амулет и объяснила, что он будет его защищать.

 

 

Плохая религия дала ему веру в амулет.

Хорошая религия учит, что привидений не существует.

НАСРЕДДИН В КИТАЕ

 

Как-то Мулла Насреддин отправился в Китай.

Там он собрал группу учеников, чтобы готовить их к просветлению.

 

Когда они стали просветленными, они перестали ходить на его проповеди!

 

 

Плох тот гуру, у ног которого ученик сидит всю свою жизнь.

КОТ ГУРУ

 

Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы.

 

После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом.

 

Прошли века. Ученые последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения

ОДУВАНЧИКИ

 

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

 

Я тоже, гордился своей лужайкой, и тоже перепробовал все известные мне методы уничтожения одуванчиков. Так что полюбить их было совсем непросто.

    

Я начал разговаривать с ними каждый день. Искренне. Дружелюбно. Одуванчики зловеще молчали. Они еще не отошли от войны, которую я им объявил, и любые мои действия воспринимали с опаской.

Но однажды они улыбнулись. Они успокоились, и мы стали друзьями.

Конечно, моя лужайка вся заросла одуванчиками. Но каким прекрасным стал мой сад!

 

*****

Один человек стал резко терять зрение, Он боролся со своим недугом всеми известными способами. Когда стало ясно, что лекарства не помогают, он стал бороться с помощью чувств. Совсем непросто было сказать себе: «А ты полюби свою слепоту».

Поначалу его положение казалось безвыходным. Когда он начал разговаривать со своей слепотой, его речь была горькой. Но он продолжал, пока горечь не уступила место смирению, терпеливости, покорности судьбе, приятию... а однажды, к его великому изумлению... дружбе и любви. Затем наступил день, когда он обнял рукой свою слепоту и сказал: «Я люблю тебя». В этот день я опять увидел на его лице улыбку.

Конечно, зрение он потерял навсегда. Но каким прекрасным стала его лицо!

НЕ МЕНЯЙСЯ

 

Я всегда был нервным. Я был беспокойным, угрюмым и эгоистичным. Мне постоянно говорили, что нужно измениться.

Я и сопротивлялся, и соглашался со всеми, и хотел измениться, но просто не мог. Как я ни старался, у меня ничего не получалось.

Больше всего меня огорчало то, что мой лучший друг был заодно со всеми и настаивал, чтобы я стал другим, Я чувствовал себя абсолютно беспомощным. Я чувствовал какую-то безысходность.

Но однажды он сказал мне: «Не меняйся. Я люблю тебя таким, какой ты есть».

Эти слова прозвучали для меня как музыка: «Не меняйся. Не меняйся! Не меняйся... Я люблю тебя таким, какой ты есть».

Я расслабился. Ко мне вернулась радость жизни. И неожиданно я изменился!

 

Я убежден, что не смог бы измениться, если бы не нашелся тот, кто полюбил меня таким, какой я есть. Такова ли и Твоя любовь ко мне, Господи?

МОЛИТВА МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНОЙ

 

Это любимая история суфийского Мастера Саади из Шираза:

 

Мой друг очень обрадовался, когда узнал, что его жена беременна. Он мечтал о сыне и молил Бога об этом в своих молитвах.

Жена родила мальчика. На радостях друг устроил пир на всю деревню.

Много лет спустя мне пришлось проезжать мимо его деревни. Я узнал, что мой друг в тюрьме.

- Что произошло? --- спросил я.

- Его сын как-то напился, убил человека и скрылся. Поэтому в тюрьму бросили отца.

 

Настойчиво просить Бога исполнить наши желания и похвально, и... рискованно.

НЕМОЩНАЯ ЛИСА

 

Сказка арабского мистика Саади:

 

Однажды в лесу человек увидел лису, у которой не было ног. Ему захотелось узнать, как она могла выжить. И вдруг он увидел тигра с дичью в зубах. Тигр поел немного, а остальное отдал лисе.

На следующий день Бог вновь поспал тигра кормить лису. Человек задумался о милосердии Бога и подумал: «Я тоже буду лежать в углу и рассчитывать на милость Бога».

Целый месяц он пролежал в углу и был уже почти при смерти, когда вдруг услышал Голос: «О ты, идущий тропой ошибок и заблуждений, открой глаза и узри Истину! Бери пример с тигра, а не с лисы».

 

 

На улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу:

«Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?»

Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: «Я кое-что предпринял. Я создал тебя».

ПЯТЬ МОНАХОВ

 

Лама Юга попросил Великого Ламу Севера прислать к нему мудрого, просветленного монаха, который поработал бы с его новичками. Ко всеобщему удивлению, Великий Лама сказал, что направит к нему пять монахов вместо одного. Он так объяснил свое странное решение: «Буду рад, если хотя бы один их них доберется до тебя».

Группа была в пути уже несколько дней, когда к ним подбежал человек и сказал: «В нашей деревне умер священник. Мы просим кого-нибудь из вас заменить его». Деревня находилась в красивой местности, и доход у священника был неплохой. Один из монахов часто думал о своем предназначении. «Что за буддист я буду, если откажусь служить этим людям?» - сказал он и остался в деревне.

Несколько дней спустя монахи пришли во дворец. Королю понравился один из них. «Оставайся у меня, - сказал король монаху. - Женись на моей дочери. После моей смерти ты станешь королем». Монаха поразило великолепие дворца, и он сказал: «Разве есть лучший способ повлиять на умы здешних людей, чем стать их королем? Какой я буду буддист, если не воспользуюсь возможностью послужить интересам религии?» Он также остался.

Как-то ночью в одной горной местности монахи подошли к одиноко стоящей хижине. Там жила милая девушка, которая радушно приняла путников, поблагодарив Бога за то, что к ней пришли гости. Ее родителей убили разбойники. Девушке было очень одиноко и страшно одной. На рассвете следующего дня один из монахов сказал: «Я остаюсь здесь. Какой я буду буддист после этого, если не проявлю сострадание к этой девушке?»

Путь двух оставшихся монахов лежал через одну буддийскую деревню. Монахи были возмущены тем, что жители деревни отказались от своей религии под влиянием одного индуистского теолога. «Что за буддист я буду, если не приложу все свои силы ради самого Будды и этих людей и не верну им их истинную религию?

Некоторое время спустя пятый монах подошел к монастырю Южного Ламы.

 

Я всегда «оставался» по уважительным причинам: для того, чтобы усовершенствовать литургию, реформировать церковь, переосмыслить тексты Святого Писания, распространить богословие. Религиозная деятельность - мой излюбленный метод бегства от Бога.

РАБОТА

 

Входит первый претендент.

- Вам известно, что, прежде чем дать вам работу, на которую вы претендуете, мы хотим предложить вам простой тест?

- Знаю.

- Хорошо. Сколько будет два плюс два?

- Четыре.

Входит второй претендент.

- Вы готовы к тесту?

- Готов.

- Отлично. Сколько будет два плюс два?

- Сколько начальник скажет.

Работа досталась второму.

 

Что первично: ортодоксальность или истина?

ДИОГЕН

 

Диоген собрался пообедать. Его обед состоял из хлеба и чечевицы.

К нему подошел другой философ, Аристипп - тот был фаворитом царя и жил безбедно.

- Научись угождать царю, и ты будешь есть не только чечевицу, - сказал Аристипп.

- Научись есть чечевицу, и тебе не придется заискивать перед царем, - ответил Диоген.

ГДЕ ВЫ БЫЛИ, ТОВАРИЩ ХРУЩЕВ?

 

Когда Хрущев выступал со своей знаменитой речью о преступлениях Сталина, кто-то выкрикнул из зала: «Где же вы были, товарищ Хрущев, когда убивали ни в чем не повинных людей?»

Хрущев запнулся, молча осмотрел зал и сказал:

- Кто это сказал, встаньте!

В зале воцарилась мертвая тишина. Никто не встал.

- Что, страшно? - спросил Хрущев. - Так вот, мне тоже было страшно.

ОЧЕНЬ ХОРОШО... ОЧЕНЬ ХОРОШО

 

Одна деревенская девушка родила внебрачного ребенка. После нескольких скандалов она призналась своему отцу, что отцом ребенка был Мастер дзэн, живший на окраине деревни.

Толпа крестьян ворвалась к Мастеру в дом, прервав его медитацию. Они обозвали его обманщиком и потребовали, чтобы он забрал ребенка себе. Мастер сказал лишь одно: «Очень хорошо. Очень хорошо».

 

Он взял ребенка к себе и договорился с соседкой, что будет платить ей за то, чтобы она ухаживала за малышом.

Несомненно, имя его было опорочено; ученики ушли от него.

 

Прошел год. Девушка больше не могла терпеть: она призналась, что истинным отцом ребенка был соседский парень.

 

Крестьяне низко поклонились Мастеру, умоляя простить их, и попросили ребенка обратно. Возвращая ребенка, Мастер сказал лишь одно: «Очень хорошо. Очень хорошо».

КТО Я?

 

Сказка Аттара из Нишапура:

 

Влюбленный юноша постучал в дверь своей возлюбленной:

- Кто там? - спросила девушка.

- Это я, - ответил он.

- Уходи. В этом доме нет места для тебя и меня.

Парень ушел, и на протяжении нескольких лет обдумывал слова любимой. Затем он вернулся и постучал вновь.

- Кто там? - спросила любимая.

- Это ты.

Дверь немедленно открылась.

БОЛТЛИВЫЙ ЛЮБОВНИК

 

Один человек безуспешно ухаживал за девушкой несколько месяцев, остро переживая отказ. В конце концов его пассия сдалась. «Приходи туда-то и туда-то, во столько-то и во столько-то», - сказала она.

Наконец он сидел рядом с возлюбленной. Он вынул пачку любовных писем, которые писал ей на протяжении этих месяцев. Они были полны боли и жгучей страсти. Он начал читать их вслух. Шло время, а он все читал и читал.

Тут девушка не выдержала: «Ну что ты за идиот? В этих письмах ты говоришь о своей любви. Ну вот я наконец с тобой, а ты никак не можешь оторваться от этих глупых бумажек».

 

«Я здесь, с тобой, - говорит Бог,- а ты продолжаешь думать обо мне, говорить обо мне и искать меня в своих книгах. Когда же ты, наконец, заткнешься и увидишь?»

ЛЮБОВЬ И ЭГО

 

Ученик:

- Я хочу, чтобы ты взял меня в ученики.

Мастер:

- Если откажешься от своего «я», с удовольствием возьму тебя.

 

Ты можешь отдать все свое богатство на нужды нищих, ты можешь отдать свое тело на сожжение, но при этом совсем не знать, что такое любовь.

Держи свое имущество при себе, но откажись от своего «я». Не сжигай свое тело, а сожги свое эго. И любовь немедленно придет.

Выдуманная история:

Верующий кричит на Бога: «Что Ты за Бог, если не вознаграждаешь меня за преданность Тебе?»

И ответил Бог с улыбкой:

- Я есть Любовь. Как же Я могу предлагать награду?

 

Когда вы ищете компенсацию за свой подарок, он становится взяткой.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ ЛЮБВИ

 

- Почему ты продолжаешь говорить о моих прошлых ошибках? - спросил муж. - Я думал, ты давно все забыла и простила меня.

- Это действительно так, - ответила жена, - но никогда не забывай, что я все забыла и простила.

****

Грешник: «Забудь о моих грехах, Господи!»

Бог: «О каких еще грехах? Я их давно уже забыл. Рассказывай, что ты там натворил».

 

Любовь грехов не помнит. (1 Кор 13)

МУЗЫКА ДЛЯ ГЛУХИХ

 

Я был когда-то глухим. Я видел, как люди встают и начинают странно кружиться. Они называли это танцами.

Мне всегда это казалось абсурдным - до тех пор, пока однажды я не услышал музыку!

 

Никак не могу понять, почему святые и влюбленные так странно себя ведут. Поэтому я жду, когда мое сердце проснется.

БОГАЧИ

 

Муж:

- Я буду много работать и когда-нибудь мы разбогатеем.

Жена:

- Мы уже богаты, дорогой, ведь мы есть друг у друга. Когда-нибудь у нас будут и деньги.

ВОРОНА И СЫР

 

Сказка Бхагавата Пурана:

 

Однажды ворона нашла кусок сыра и решила съесть его в укромном месте. Увидев лакомство, двадцать других ворон бросились за ней в погоню и яростно напали на нее.

Когда ворона наконец выронила сыр, преследователи оставили ее в покое и с криками набросились на добычу.

- Я потеряла сыр, но получила спокойствие и мирное небо взамен, - сказала ворона.

 

Дзэнский монах как-то сказал:

- Теперь, когда мой дом сгорел, я могу наслаждаться прекрасным видом ночного неба.

ЛУЧШАЯ МОЛИТВА В МИРЕ

 

Бог Вишну сказал как-то своему последователю:

- Знаю о твоих бесконечных просьбах. Я решил исполнить три твоих желания. Подумай хорошенько перед тем, как выбрать их, но никогда больше не проси меня ни о чем.

Обрадованный человек не стал терять времени.

-Вот мое первое желание, - сказал он. - Хочу, чтобы моя жена умерла и я мог жениться на красотке.

Его желание незамедлительно исполнилось.

Но когда друзья и родственники собрались на кладбище и стали вспоминать все достоинства его жены, он понял, что поспешил со своим решением и попросил Бога вернуть ее обратно.

Таким образом, у него осталось только одно желание. Человек твердо решил, что на этот раз он будет тщательно думать, потому что исправить ошибку уже не сможет. Он стал спрашивать у всех совета. Кто-то предложил ему попросить себе бессмертия.

- Но зачем тебе бессмертие, если здоровье плохое? - говорили другие. - А здоровье зачем, если нет денег? А деньги, если нет друзей?

Прошли годы, но человек так и не принял решения: бессмертие или здоровье, богатство или сила, впасть или любовь. В конце концов он сказал Богу:

- Подскажи мне, Господи, о чем тебя попросить.

Бог рассмеялся, увидев, что человек находится в затруднительном положении, и сказал:

- Попроси себе удовлетворения независимо от того, что ты получаешь.

КАК ИЗМЕНИТЬ МИР

 

Суфий Баязид так говорил о себе самом:

«В молодости я был революционером. В молитве я просил у Бога лишь одного: "Господи, дай мне силы изменить этот мир"».

Прожив полвека, я осознал, что за все это время мне не удалось изменить ни единой души. Поэтому я поменял свою молитву: «Господи, дай мне возможность изменить хотя бы близких мне людей - мою семью и друзей, и этого мне будет достаточно».

Сейчас, когда мои дни уже сочтены, я молюсь так: «Господи, дай мне силы изменить самого себя». Если бы я молился так с самого начала, я бы не растранжирил попусту свою жизнь.

КОКОС

 

Обезьяна швырнула с пальмы кокос прямо в голову суфия.

Человек поднял орех, выпил его сок, съел мякоть, а из скорлупы сделал чашу.

 

Спасибо за критику в мой адрес

Книги

Одна минута глупости                                Сборник медитативных притч.

 

«ОДНА МИНУТА ГЛУПОСТИ» последняя книга Энтони де Мелло, опубликованная после его смерти. Издана так, как он ее оставил, без названий притч и оглавления  только истории, одна за другой.

 

Чтобы прочесть любую из этих притч, нужна всего лишь минута. И потратить нужно именно минуту, ибо для того, чтобы эта книга стала не просто развлекательным чтением, лучше читать по одной притче в день. И помните - это не простая книга! Она написана не для того, чтобы поучать; ее задача - Пробудить.

  Люди не желают расставаться с ревностью, волнениями, обидами, чувством вины, ибо эти негативные эмоции питают их эго, создают ощущение полноты жизни,  сказал Мастер.

  В качестве примера он привел следующую историю:

  Деревенский почтальон пересекал луг на велосипеде. На полпути его заметил бык и погнался за ним. Бедняга еле успел добраться до забора.

  - Еще немного, и он догнал бы тебя, - сказал Мастер, наблюдавший за сценой.

  - Да, - запыхавшись, ответил старик, - и так каждый раз.

 

 

 - Когда вы говорите о Действительности, - сказал Мастер, - вы пытаетесь выразить словами Невыразимое. Поэтому не удивительно, что ваши слова могут быть поняты превратно. Вот почему люди, воспринимающие Жизнь через Библию, становятся глупыми и жестокими: они следуют не здравому смыслу, а своему пониманию Писания.

  И он проиллюстрировал сказанное прекрасной притчей:

 Деревенский кузнец нашел себе помощника, согласившегося выполнять тяжелую работу за минимальную плату.

  Кузнец сразу же принялся наставлять парня:

  - Когда я выну полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я кивну тебе головой.

  В этот момент бей по ней молотом.

  Ученик сделал так, как понял.

  На следующий день он стал деревенским кузнецом.

 

 

  - В чем секрет твоего спокойствия?

  - В полном приятии неизбежного, - ответил Мастер.

 

 

  Мастер с учеником проходили мимо слепого нищего. Тот сидел на тротуаре и просил подаяние.

  - Подай ему,  сказал Мастер. Ученик бросил в шляпу нищего монету.

  - Ты должен был снять свой головной убор в знак уважения, - сказал Мастер.

  - Зачем? - не понял ученик.

  - Так нужно поступать всегда, когда подаешь милостыню.

  - Но он ведь слепой.

  - Как знать, а вдруг он притворяется?

 

 

  Для просветленного человека, - сказал Мастер, мир совершенен в том виде, каков он есть.

  - А садовник? -  спросил кто-то. - Он тоже совершенен?

  Монастырский садовник был горбуном.

  - Если таково его предназначение в жизни, - то садовник совершенный горбун.

 

 

  Религиозная женщина сказала Мастеру, что утром была на исповеди.

  - Не могу поверить, что ты можешь совершить тяжкий грех, - ответил ей на это Мастер. - В чем же ты исповедовалась?

  - Как-то я поленилась пойти на проповедь в воскресенье, еще я когда-то поругалась с садовником. А однажды, я выпроводила свою свекровь из дому на целую неделю.

  - Но это произошло пять лет назад, не так ли? С тех пор ты наверняка уже исповедовалась.

  - Да, исповедовалась. Но я делаю это опять и опять. Мне просто нравится вспоминать это.

 

 

  Однажды Мастер загадал загадку:

  - Что общего у художника и музыканта с мистиком? Ответа не знал никто.

  - Знание того, что самую совершенную речь рождает не язык, - ответил Мастер.

 

 

  Мастер шел по улице, когда внезапно из двери какого-то дома выбежал человек и со всего маху врезался в него.

  Человек был вне себя от ярости и разразился ругательствами. Мастер слегка поклонился, мило улыбнулся и сказал:

  - Друг, я не знаю, кто из нас виноват в столкновении, но не намерен тратить время на выяснения. Если я налетел на тебя, то прошу прощения; если ты врезался в меня, то забудь об этом.

  Поклонившись и улыбнувшись еще раз, Мастер удалился.

 

 

 - Где я смогу найти достойного Учителя, когда вернусь в свою страну?

 - Тебе не нужно его искать, он всегда с тобой. Ученик был ошеломлен.

 - Просто наблюдай, как ты реагируешь на все - на птицу и лист дерева, слезу и улыбку, - тогда все становится твоим Учителем.

 

 

  Правитель покинул свою величественную резиденцию, пришел к Мастеру и потребовал, чтобы тот его учил.

  - Чему ты хочешь научиться у меня? - спросил Мастер.

  - Мудрости.

  - А, друг! С каким удовольствием я сделал бы это, если бы не одно препятствие!

  - Какое?

  - Мудрости невозможно научить.

  - Значит, мне здесь нечему учиться.

  - Мудрости можно учиться. Но ей нельзя научить.

 

 

  Привязанности искажают восприятие - Мастеру часто приходилось говорить об этом.

  Однажды ученики к своему удовольствию получили великолепный пример, подтверждающий истину этих слов. Они услышали, как Мастер спросил у одной матери:

  - Как поживает твоя дочь?

  - Моя любимая доченька! Она так счастлива! У нее такой замечательный муж! Он подарил ей автомобиль, купил ей драгоценности, о которых она мечтала, нанял для нее слуг. Он подает ей завтрак в постель, и она встает не раньше полудня. Не муж, а настоящий принц!

  - А как дела у сына?

  - Ох, мой бедный мальчик! Ну и брюзгу взял он себе в жены! Он предоставил ей все, что она хотела: автомобиль, драгоценности, армию слуг. А она валяется в постели до полудня! И даже не встанет, чтобы приготовить мужу завтрак!

 

 

Когда Мастер был еще мальчишкой, в школе его постоянно обижал задира-одноклассник.

Повзрослев и раскаявшись, обидчик пришел в монастырь. Мастер принял его с распростертыми объятиями.

Однажды одноклассник завел разговор о своем жестоком поведении, но Мастер сделал вид, будто ничего не помнит.

  - Разве ты ничего не помнишь? - спросил тот.

  - Почему же, я ясно помню, как забыл об этом! - ответил Мастер, и оба рассмеялись.

 

 

  У одного ученика спросили:

  - Зачем ты ходишь к Мастеру? Он помогает тебе зарабатывать деньги на жизнь?

  - Нет, но благодаря его помощи я буду знать, что мне делать с жизнью, когда я заработаю их.

 

 

  - Как Мастер объясняет существование зла в мире? - спросил посетитель.

   Один из учеников ответил:

  - Никак не объясняет. Он слишком занят, чтобы заниматься еще и этим.

   Другой ученик добавил:

  - Люди либо постоянно борются с миром, либо изнывают в нем от скуки. Мастер находит мир изумительным, удивительным, непостижимым - он просто восхищен им.

 

 

  Мастер долго и оживленно говорил с группой учителей, ведь он сам был когда-то учителем. Проблема учителей заключается в том, что они постоянно забывают, что задача образования - не в накоплении знаний, а в познании самой жизни.

  Мастер рассказал, как однажды у реки повстречал мальчугана. Тот удил рыбу.

  - Привет! - поздоровался Мастер. - Хороший день для рыбалки!

  - Очень, - отозвался мальчик.

  Немного погодя Мастер спросил:

  - А почему ты сегодня не в школе?

  - Ну, вы же сами сказали, сэр, что сегодня - хороший день для рыбалки.

 

   Еще Мастер рассказал о характеристике, которую принесла из школы его маленькая дочь Мина:

  «Успеваемость хорошая. И могла быть еще выше, но этому мешает одно обстоятельство - она слишком радуется жизни».

 

 

  Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы.

  В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днем запоздалой весны.

  Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:

  - Эй, ты, бестолочь, разве не видишь - на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

  - Будут, когда я туда доберусь.

 

 

  Любознательный ученик спросил Учителя:

- По какому признаку можно узнать, что человек достиг просветления?

- А вот по какому. Ты вдруг задаешься вопросом: «Это я сошел с ума - или все остальные?»

 

 

  Философ спросил:

  - В чем цель жизни?

  - В том, чтобы любить, - ответил Мастер.

  Позже он сказал ученикам:

  - Любовь была до сотворения мира. После сотворения мира любовь стали создавать. Когда любовь будет доведена до совершенства, мир исчезнет, а любовь будет существовать вечно.

 

 

  Кого можно назвать счастливым?

  - Того, у кого нет ни денег, ни надежд, ни желания иметь их, - ответил Мастер.

 

 

  Однажды Мастер обратился к индийскому понятию о том, что сотворение мира - это «лила», игра Бога; а Вселенная - Его игровая площадка. Цель духовности, говорил он, - сделать жизнь игрой.

   Для пуританина это прозвучало слишком легкомысленно.

  - Что же получается, в жизни нет места для работы?

  - Конечно, есть. Но работа становится духовной лишь тогда, когда она превращается в игру.

 

 

  Мастер был противником аскетизма и во всем проповедовал умеренность. Он говорил, что, если наслаждаться жизнью, автоматически обретаешь умеренность.

   На вопрос, почему он выступает против практик самоограничения, Мастер ответил:

  - Потому что они порождают тех, кто ненавидит удовольствие, а такие люди всегда становятся человеконенавистниками.

  - Но ведь и многие любители удовольствий - это упрямые и жестокие люди.

  - Не совсем так. Они любят не удовольствие, которому следует полностью отдаться. Им нравится наказание, которое они наносят своему телу через чрезмерные удовольствия.

 

 

  Мастер учил в основном притчами и рассказами. Кто-то спросил ученика, у кого он их заимствует.

 - У Бога, - ответил тот. - Когда Бог делает тебя целителем, Он посылает тебе пациентов; когда Он делает тебя учителем, Он посылает тебе учеников; когда Бог считает, что твое предназначение - быть Мастером, Он посылает тебе притчи.

 

 

  Ученикам, которые наивно полагали, что могут всего добиться, стоит им только захотеть, Мастер говорил:

 - Лучшее, что есть в жизни, не зависит от нашей воли и желания.

  По желанию мы можем взять в рот пищу, но чувство голода приходит не по нашей воле.

  По желанию мы можем лечь в постель, но заставить себя уснуть не в наших силах.

  По желанию мы можем сделать комплимент, но не в нашей воле вызвать восхищение.

  По желанию мы можем рассказать секрет, но желание не поможет нам получить доверие.

  По желанию мы можем оказать кому-либо услугу, но никаким усилием воли не добиться любви.

 

 

  - Твоя ошибка в том, что ты ищешь Бога вне себя, - сказал Мастер.

  - Следует ли мне искать его внутри себя?

  - Неужели ты не понимаешь, что твое «внутри» находится вне тебя?

 

 

  Намерение правителя соседнего королевства посетить монастырь вызвало переполох среди монахов. Лишь Мастер, как обычно, хранил спокойствие.

  Войдя в комнату Мастера, король отвесил ему низкий поклон и сказал:

  - Знаю, что ты посвящен в тайну бытия, поэтому я приехал, чтобы просить тебя раскрыть ее мне.

  - Зачем тебе это? - спросил Мастер.

  - Хочу разобраться в тайне жизни, чтобы иметь возможность контролировать свою жизнь, жизни своих подчиненных и привести свою страну к процветанию.

  - Хорошо, но должен предупредить: когда ты глубоко погрузишься в проблему, ты осознаешь, что гармония достигается не контролем, а уступками.

 

 

  - Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? - самодовольно спросил священник.

  - Считать других грешниками, - ответил Мастер.

 

 

  Мастер считал: то, что весь мир принимает за истину, на самом деле - ложь; поэтому первооткрыватель всегда одинок.

  - Ты думаешь, что Истина - это формула, которую можно обнаружить в книге. Истина продается по цене одиночества. Если хочешь познать Истину, нужно научиться идти одному.

 

 

  - Ради истины я готов отправиться в любой путь, - пылко сказал ученик.

   Мастер был приятно удивлен.

  - Когда выступаешь? - спросил он.

  - Как только ты скажешь мне, куда идти.

  - Думаю,  тебе нужно идти туда, куда указывает твой нос.

  - Хм. А где остановиться?

  - Где хочешь.

  - И что, я найду там истину?

  - Ну да. Она будет стоять прямо перед твоим носом и заглядывать в твои невидящие глаза.

 

 

  Проповедник пришел к Мастеру с твердым намерением получить от него четкие заверения, что тот верит в Бога.

  - Ты веришь, что Бог существует?

  - Разумеется, верю, - ответил Мастер.

  - Ты веришь в то, что все создал Он?

  - Да, да. Конечно, верю.

  - А кто создал Бога?

  - Ты.

  Проповедник пришел в ужас от таких слов.

  - Ты серьезно хочешь сказать, что это я сотворил Бога?

  - Того  Бога,  о котором ты постоянно думаешь и говоришь -  спокойно ответил Мастер.

 

 

  Ученик спросил у Мастера:

  - Как избавиться от необходимости одеваться и есть?

  - Мы едим. Мы одеваемся.

  - Не понимаю.

  - Если не понимаешь - оденься и поешь.

Позже Мастер добавил:

  - Ты никогда не возвысишься над тем, чего избегаешь.

И еще позже:

  - Тот, кто стремится возвыситься над хорошо приготовленным блюдом и хорошо сшитым платьем, не может быть духовным.

 

 

  «To, что вы называете дружбой, на самом деле - просто сделка: если ты соответствуешь моим ожиданиям, даешь мне то, что я хочу, то я люблю тебя. Как только ты отказываешь мне, моя любовь превращается в возмущение и равнодушие», -  говорил Мастер.

  Он рассказал о человеке, который после трудного рабочего дня пришел домой к своей жене и шустрой трехлетней дочурке.

  - Поцелуй папочку.

  - Нет.

  - Как не стыдно! Твой папочка целый день трудится, чтобы принести домой немного денег, а ты так себя ведешь! Ну, иди же, поцелуй меня!

  Глядя ему прямо в глаза, малышка спросила:

  - А где деньги?

 

Один из учеников заявил:

  - Я не продаю свою любовь за деньги.

  - А разве это не то же самое - если не хуже - продавать свою любовь за любовь?

 

 

  - Что означает быть просветленным?

  - Это значит видеть.

  - Видеть что?

 - Мимолетность успеха, пустоту достижений, тщетность человеческих усилий.

  Ученик был шокирован.

  - Но разве это не пессимизм, разве это не отчаяние?

  - Нет. Это восторг, это свобода орла, парящего над бездонным ущельем.

 

 

 Незнакомец:

  - Я ищу смысл жизни.

 Мастер:

  - Ты явно полагаешь, что у жизни есть смысл.

  - А разве не так?

  - Если воспринимаешь жизнь такой, как она есть, - а не через призму ума, - то обнаруживаешь, что этот вопрос не имеет смысла, - ответил Мастер.

 

 

  - Существует ли такое понятие, как социальная свобода?

  - Конечно, существует.

  - Как бы ты описал его?

  - Свобода от необходимости принадлежать толпе, - сказал Мастер.

 

 

  В монастырской библиотеке Мастер повесил знак, предупреждающий о смертельной опасности: череп со скрещенными костями и подпись: «КНИГИ УБИВАЮТ».

  - Почему? - спросил кто-то.

  - Потому что книги порождают идеи, а те, застыв, превращаются в убеждения, приводящие к негибкости ума и искаженному восприятию РЕАЛЬНОСТИ.

 

 

  Ученик жаловался на то, что Мастер просто уничтожает все его убеждения.

 - Я поджигаю храм твоих убеждений. Когда он будет разрушен, ты увидишь огромное, необъятное небо.

 

 

  Мастер утверждал, что осознанность важнее преклонения.

  - Но разве мы не должны зависеть от Бога? - спросил кто-то.

  - Любящий человек желает добра любимой, а это требует - среди всего прочего - освобождения любимой от Любящего.

  

  Позднее он озвучил воображаемый диалог между Богом и верующим.

 - Верующий: - Не покидай меня, Господи.

 - Бог: - Я ухожу, чтобы пришел Святой Дух.

 - Верующий: - А что такое этот Святой Дух?

 - Бог: - Бесстрашие и свобода, к которым приводит независимость.

 

 

  Проповедник спорил с Мастером о том, зависим ли человек от Бога.

  - Бог- наш Отец, - сказал проповедник, - и нам никогда не обойтись без Его помощи.

  - Когда отец помогает младенцу, весь мир улыбается. Когда отец помогает взрослому ребенку, весь мир плачет!

 

 

  Некоторые говорят, что жизни после смерти нет, - сказал ученик.

   - Неужели? - уклончиво спросил Мастер.

  - Разве это не ужасно  умереть и никогда больше не видеть, не слышать, не любить, не двигаться...

  - Ты находишь это ужасным? Но именно так большинство людей и живет - еще до смерти.

 

 

  Психиатр пришел к Мастеру.

  - Как вы справляетесь с неврозами? - спросил он.

  - Я освобождаю от них.

  - Но как?

  - Вместо того чтобы решать проблемы, я разрушаю эго, которое их порождает.

  - А как мне уничтожить свое эго?

  - Переберись из тюрьмы своих мыслей в мир ощущений, - ответил Мастер.

 

 

  Говоря о том, что для описания Бога не существует подходящих символов, Мастер вспомнил, как однажды жена везла его в машине по оживленной улице.

  Она врезалась в другую машину, водитель которой опустил окно и закричал:

  - Почему вы не включили сигнал, леди, чтобы я понял, что вы хотите сделать?

  - Потому что нет такого сигнала, чтобы показать, что я хотела сделать, - дерзко ответила она.

 

 

  Мастер неплохо разбирался в том, что происходит в мире. Однажды его попросили объяснить его любимое изречение:

Хорошо человеку или плохо - решает он сам.

  Он ответил:

 - То, что люди называют давкой в поезде, в ночном клубе становится атмосферой!

 

  В качестве иллюстрации той же аксиомы он рассказал, что как-то ребенком нечаянно услышал, как его отец  видный политический деятель - резко критиковал одного переметнувшегося к оппозиции члена партии.

  - Но, папа, еще вчера ты очень хвалил человека, который ушел из оппозиции и вступил в твою партию.

  - Сынок, тебе нужно как можно скорее понять одну простую истину: тот, кто переходит в другую партию, - предал своих. Тот, кто вступает в наши ряды, - поменял свои убеждения.

 

 

  - Сколько времени мне понадобится, чтобы решить свою проблему?

  - Ни на секунду больше, чем понять ее, - прозвучало в ответ.

 

 

  Посетителей всегда поражала медлительность Мастера.

 - У меня просто нет времени на спешку, - любил повторять он.

 

 

  - Разве ты не пожелаешь нам счастливого Рождества?

Мастер взглянул на календарь, увидел, что это был четверг, и сказал:

  - Лучше я пожелаю вам счастливого четверга.

Христиане обижались на Мастера до тех пор, пока он не объяснил:

  - Миллионы людей радуются не Сегодняшнему дню, а Рождеству, поэтому их радость кратковременна. Для тех же, кто радуется Сегодняшнему дню, каждый день - Рождество.

 

 

  Однажды Мастер решил проверить своих учеников.

  Он дал каждому лист бумаги и попросил их определить и записать длину зала, в котором они находились.

  Почти все привели округленные числа; например, «пятнадцать метров». Двое или трое добавили слово «приблизительно».

  - Никто не дал правильного ответа, - сказал Мастер.

  - А как нужно было ответить?

  - Правильный ответ: «Я НЕ ЗНАЮ».

 

 

  Мастер говорил о зле конкуренции.

  - Разве конкуренция не выявляет в нас самое лучшее?

  - Она выявляет в вас самое худшее, ибо учит ненавидеть.

  - Ненавидеть что?

  - Себя самого, ибо вы отдаете контроль над своей жизнью не собственным нуждам и устремлениям, а конкуренту. Она также учит ненавидеть других, ибо вы стремитесь вырваться вперед за их счет.

  - Но без конкуренции не будет никакого роста и зачахнет прогресс, - возразил кто-то.

  - Существует лишь один прогресс - это прогресс любви. Существует единственно достойное развитие - это развитие души.

 

 

  Мастера спросили, как бы он хотел быть похоронен. Он ответил:

  - Оставьте мое тело на пустыре и не беспокойтесь о могиле  земля и небо станут моим гробом, Луна и звезды - траурными факелами, а весь мир  траурными цветами.

  - Может, лучше кремировать тело?

  - Слишком много мороки. Да и зачем лишать ворон и муравьев погребального банкета?

 

 

 - Философия - это болезнь, которую может излечить только просветление. Тогда она уступает место притчам и безмолвию.

 

 

  Правитель объявил, что собирается посмотреть на куст с экзотическими розами в монастырском саду.

  Войдя в сад, он увидел на кусте только одну розу. Ему доложили, что все остальные цветки Мастер срезал. Правитель потребовал объяснений.

  - Если бы я оставил розы на кусте, то ты не увидел бы ни одной из них.

 После небольшой паузы он добавил:

  - Ты привык к толпе. Когда в последний раз ты видел человека?

 

 

  - Что нужно сделать, чтобы постичь Бога?

  - Божественное не постигается действием для этого нужно уметь видеть.

  - В чем тогда смысл деяния?

  - В  том, чтобы выразить божественное, а не постичь его.

 

 

  Мастер разрешал ученикам жить рядом с ним ограниченное количество времени. После этого они должны были заботиться о себе сами.

  Новичок спросил, почему Мастер придерживается такого правила.

 - Мастер - это зеркало, которое отражает окружающий мир и тебя самого. Когда ты увидишь реальность, зеркало нужно убрать, чтобы из-за твоего преклонения оно не превратилось в экран.

 

 

  - Что является причиной зла?

  - Невежество.

  - Как от него избавиться?

  - Не усилием, а светом. Не действием, а пониманием. Позже Мастер добавил:

  - Признак просветления - покой: ты просто отключаешь чувства, когда осознаёшь, что тебя преследуют фантазии, сотканные из страхов.

 

 

  Мастер услышал, как кто-то сказал: «Если бы моя жена была другим человеком, я бы любил ее больше». И ему вспомнилось, как однажды он восхищался заходом солнца на море.

  - Какой чудный закат! - обратился он к скучающей даме, стоявшей на палубе рядом с ним,

  - Да, - вяло ответила дама. - Но не кажется ли вам, что с левой стороны должно быть немного больше розового цвета?

  Все вокруг прекрасно, если только ты готов видеть все прекрасным.

 

 

  - Я горжусь тем, что я  непреклонный судья.

  - Разве этим гордятся?

  - А разве нет?

  - Нет. И у хорошего, и у плохого судьи есть один общий недостаток: он судит.

 

 

  - Есть нечто такое, что не под силу даже Самому Богу! - сказал Мастер ученику, боявшемуся кого-нибудь обидеть.

  - Что это?

  - Он не может всем нравиться!

 

 

  Молодой  человек  с  увлечением  рассказывал,   как  он мечтает помогать бедным.

  - А когда сбудутся твои мечты? - спросил Мастер.

  - Как   только   подвернется   благоприятная   возможность.

  - Она не подвернется. Она уже здесь.

 

 

  Один состоятельный человек признался Мастеру, что, несмотря на все свои старания, он так и не смог преодолеть страсти к деньгам.

  - И ты готов пожертвовать из-за них даже радостями жизни? - поинтересовался Мастер.

  - Я приберегу радости жизни на старость.

  - Если только доживешь до нее!

Тут он вспомнил об одном разбойнике, который крикнул:

  - Кошелек или жизнь! На что жертва ответила:

  - Возьми мою жизнь. Деньги я откладываю на старость.

 

 

  Ученики так до конца и не поняли, почему для того, чтобы измениться и достичь просветления, «делать» ничего не нужно.

 - Что вы можете СДЕЛАТЬ, чтобы разогнать темноту? - спрашивал Мастер. - Темнота - это отсутствие света. Зло - отсутствие осознанности. Что можно СДЕЛАТЬ с отсутствием?

 

 

  Новичок сказал Мастеру:

  - Родители велели мне остерегаться тебя. Мастер улыбнулся:

  - Остерегайся, будь очень осторожен, и ты повторишь судьбу своих родителей - с тобой не случится ничего плохого и ничего хорошего.

 

 

  Одна женщина с гневом высказалась в адрес угнетателей страны. Мастер посоветовал ей:

 «Никогда никому не позволяй опускать тебя настолько низко, чтобы потом ненавидеть его за это».

 

 

 - Если ищешь Бога, то ищешь идеи и упускаешь Реальность, - сказал Мастер.

  Затем он рассказал о монахе, который жаловался на тесноту кельи, которую ему предоставили:

  «Я мечтал о келье, откуда мог бы созерцать звезды. А вид из моего окна закрыт этим глупым деревом».

  Но именно долгое разглядывание этого дерева и привело к просветлению предыдущего обитателя кельи...

 

 

  Ученый показал Мастеру документальный фильм о достижениях современной науки.

  - Сегодня мы можем орошать пустыни, - ликовал он, - укрощать силу Ниагарского водопада, определять химический состав далекой звезды и атома. Не за горами и полное покорение природы!

  Фильм произвел впечатление, но Мастер был печален.

  Позже он сказал:

  - Зачем покорять природу? Природа - наш друг. Почему бы не направить всю свою энергию на единственного врага человечества - страх?

 

 

  Ученики приходили в недоумение, когда Мастер говорил, что зло, если посмотреть на него с другой стороны, есть добро, а грех  путь к милости Божьей.

  И он рассказал о Карфагене, который называли занозой в теле Древнего Рима. Когда Риму в конце концов удалось сровнять крепость с землей, он обрел покой, стал безжизненным и пришел в упадок.

 - Если бы все зло на земле исчезло, - подвел итог Мастер, - то человеческий дух просто разложился бы.

 

 

  Мастер говорил, что главной причиной несчастья является скрытое удовольствие, которое люди находят в страданиях.

  Он вспомнил, как его друг сказал своей жене:

  - Почему бы тебе не уехать куда-нибудь и не развлечься, дорогая?

  - Но ты же прекрасно знаешь, что я терпеть не могу развлекаться! - раздраженно ответила она.

 

 

 Директор одной компании спросил Мастера о секрете успешной жизни.

  - Делай счастливым одного человека в день, - последовал ответ.

 Минуту спустя Мастер добавил:

  - ...особенно, если этот человек  ты сам.

 

 

  Однажды ученик спросил Мастера напрямую:

  - Стал ли ты просветленным?

  - Откуда мне знать?

  - Но кто же знает, если не ты?

  - Спроси нормального человека - нормален ли он, и он уверит тебя, что нормален. Спроси сумасшедшего - нормален ли он, и он уверит тебя, что нормален!

  При этом Мастер громко расхохотался.

  Позже он сказал:

  - Если ты осознаешь, что ты ненормальный, то ты не так уж и ненормален, не правда ли? Если ты считаешь, что ты свят, то ты не так уж и свят, верно? Святость никогда не осознает себя.

 

 

  Всем, кто твердо верует - будь это религиозная, политическая или экономическая убежденность, - Мастер говорит лишь одно:

  - Вам нужна не уверенность, а отважность игрока, не твердая почва под ногами, а сноровка пловца.

 

 

  Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.

  Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его, и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками.

  - Ну, же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.

  - Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени.

 

 

  Один общественный деятель очень старался изменить структуру общества.

  - Прекрасно, - сказал Мастер. - Но нам нужно не ДЕЙСТВИЕ, которое ведет к изменениям, а ВИДЕНИЕ, которое ведет к любви.

  - Так ты считаешь, что изменение общества - просто потеря времени?

  - Нет, нет. Изменения в обществе могут защитить любовь - но они не способны генерировать ее.

 

 

  - Почему вы так мало путешествуете? - спросил Мастера журналист.

  - Лицезреть одного человека или одну вещь на протяжении целого года и каждый раз находить в этом что-то новое - вот приключение. Это намного интереснее любого путешествия.

 

 

  - Как стать счастливым?

  - Нужно научиться довольствоваться тем, что имеешь.

  - А можно ли вообще желать чего-то?

  - Можно, - ответил Мастер, - если будешь в такой же ситуации, как один взволнованный отец, которого я однажды встретил в роддоме. Медсестра сказала ему:

  - Знаю, что вы мечтали о мальчике, но у вас девочка.

  - Да ладно, ничего, все нормально. Ведь я все равно надеялся, что если не мальчик, то будет девочка.

 

 

  О нравственном воспитании детей Мастер рассказывал следующее:

  «Когда я был подростком, мой отец предупреждал меня, что в некоторых местах города появляться опасно.

  Он говорил:

  - Не ходи в ночные клубы, сынок.

  - Почему, отец?

  - Потому что там ты увидишь то,  что тебе видеть не следует.

  Естественно, это вызвало у меня интерес. Я пошел в ночной клуб, как только представилась первая возможность».

  - Увидел ли ты то, что тебе нельзя было видеть? - спросили Мастера ученики.

  - Конечно, увидел. Я увидел там своего отца!

 

 

  Мастера спросили, что он делает для своих учеников.

  - А что делает скульптор, чтобы вылепить статую тигра? Он берет глыбу мрамора и отсекает от нее все, что не похоже на тигра.

  Ученикам он позже объяснил:

  - Моя задача - выбить из вас все то, что не является вашей сущностью: все мысли, чувства, стереотипы поведения, насилие над своей природой, унаследованные вами от прошлого.

 

 

  Один религиозный фанатик спросил:

  - Веришь ли ты в существование Бога?

  - Я отвечу на твой вопрос, если ты ответишь н мой, - предложил ему Мастер. - Стул, на котором ты сидишь, - слева?

  - Слева от чего?

  - Существование - чего? - в свою очередь спроси Мастер.

 

 

  Мастер сказал:

 - Когда ребенок находится в чреве матери, он молчит. Затем он появляется на свет - и говорит, говорит, говорит, пока однажды не оказывается в чреве земли. Тогда человек вновь умолкает.

     Поймай эту тишину -

     она была в материнском лоне,

     она будет в лоне земли,

     и даже сейчас она определяет

     тот шум, который именуется жизнью.

     Эта тишина - твое глубочайшее естество.

 

 

  Что необычного в этом человеке? - спросил посетитель. - Он лишь потчует солянкой из разных историй, поговорок да изречений других Мастеров.

  Ученица засмеялась. И рассказала, что когда-то у нее была повариха, которая готовила самую вкусную солянку в мире.

  - Как ты умудряешься готовить такое лакомство, дорогая? Ты должна открыть мне секрет.

  Лицо поварихи просияло от гордости:

  - Ну... ничего особливого, мадам, так скажу я вам: значимо не то, сколько я бросаю туда мяса, перца и лука, а то, что я сама бросаюсь в эту солянку - вот тогда она становится такой вкуснющей.

 

Книги